Трактор ЮМЗ-6: характеристики, устройство, ремонт

Плюсы и минусы трактора

➤ Высокая надежность и хорошее качество всех комплектующих.
➤ Тихий и плавный ход экономичного мотора, наличие у него декомпрессора, быстрый запуск даже в мороз.
➤ Двигатель легко снять для ремонта и профилактики.
➤ Крепкие задние ступицы и полуоси, отличная блокировка.
➤ Простота конструкции и доступность запчастей.

➤ Жесткая ходовая часть.
➤ Не очень высокое число оборотов вала двигателя.
➤ Мотор не приспособлен к длительной работе с отсутствием нагрузки (коксуется).

Конструкция

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ:

  1. Механическая
  2. Пятиступенчатая
  3. Без прямой передачи
  4. С тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач.

В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены:

  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Промежуточный валы
  4. Вал редуктора.

Вал редуктора смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.

Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.

1 — первичный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — прижимные пластины; 5 и 31 — стаканы; 6 — промежуточный валик; 7 — регулировочная прокладка; 8 — шарико-подшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — валики переключения передач; 11 — фиксатор валика переключения; 12 — блокировочный валик; 13 — фиксатор блокировочного валика; 14 — тяга; 15 — кулиса; 16 — включатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 — качалка; 21 — подпружиненная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — болт; 25 — корпус колонки переключения передач; 26 — вилка; 27 — упор; 26 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29— вторичный вал; 30 — роликоподшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка: 34 — ведущая шестерня заднего хода; 35 — ведущая шестерня первой передачи: 36 — ведущая шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал; 38 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка для слива масла; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — корпус коробки передач; 44 — вал привода ВОМ.

Стакан одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом.

Между шарикоподшипником и пружинным кольцом установлено упорное кольцо, а подшипник зафиксирован в стакане стопорным кольцом, входящим двумя выступами одновременно в сквозные вырезы стакана и кольцевую канавку на наружной обойме подшипника.

Подшипник закреплен на шейке вторичного вала специальным болтом. Болт застопорен отгибной шайбой.

На фланце имеются два резьбовых отверстия, предназначенные для демонтажа стакана при разборке коробки передач.

Вторичный вал изготовлен как одно целое с ведущей шестерней главной передачи.

Сзади вторичный вал опирается на ролико-подшипник, установленный в стакане. Стакан размещен в расточке корпуса и зафиксирован в нем установочным винтом с контргайкой.

На вторичном валу на его шлицах установлены три передвижные каретки-шестерни, с помощью которых включается та или иная передача.

Шестерня, имеющая один зубчатый венец, предназначена для включения первой передачи и передачи заднего хода. Шестерня с двумя зубчатыми венцами предназначена для включения третьей и пятой передач, а шестерня — для включения второй и четвертой передач.

Каждая каретка на заднем конце ступицы имеет кольцевую проточку для вилки, с помощью которой передвигается каретка и включается передача. Положение кареток на валу в продольном направлении определяется положением вилок переключения.

Промежуточный вал кпп юмз — полый, вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в нижней части корпуса.

Прочитайте также:  Ликер из черноплодки в домашних условиях

На промежуточном валу установлены:

  1. ведущая шестерня заднего хода
  2. ведущая шестерня первой передачи
  3. ведущая шестерня третьей передачи
  4. двухвенцовая ведущая шестерня четвертой и пятой передач
  5. ведущая шестерня второй передачи
  6. промежуточная шестерня постоянного зацепления.

Причем ведущие шестерни всех передач установлены на шлицах вала, а промежуточная шестерня, имеющие бронзовую втулку, на цилиндрической поверхности вала.

Кроме того, шестерня имеет дополнительный зубчатый венец, соответствующий внутреннему зубчатому венцу шестерни, и кольцевую проточку на ступице для вилки, с помощью которой ее можно перемещать вдоль вала.

Все шестерни, установленные на шлицах промежуточного вала, плотно сжаты между упорным кольцом и задним подшипником вала круглой гайкой, которая стопорится отгибанием ее контровочного венца в паз вала.

Вал редуктора вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в кронштейне.

На цилиндрической части вала установлена ведомая шестерня редуктора, которая вращается на нем на втулке из порошкового материала, а на шлицах вала — зубчатая муфта включения редуктора и ведущая шестерня.

Зубчатая муфта имеет кольцевую проточку для вилки переключения и может передвигаться вдоль вала.

При включении редуктора зубчатая муфта входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни. Одновременно передвигается шестерня, и ее дополнительный зубчатый венец выходит из зацепления с внутренним венцом шестерни и вводится в зацепление с шестерней редуктора.

ЮМЗ-6 ЛК

При работающем дизеле, включенной муфте сцепления и выключенной передаче вращение от коленчатого вала дизеля передается на первичный вал коробки передач, а от него через шестерню на промежуточную шестерню постоянного зацепления.

Если редуктор выключен, то дополнительный зубчатый венец шестерни находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни, и промежуточный вал вместе с сидящими на его шлицах шестернями также получает вращение.

Если же редуктор включен, вращение на промежуточный вал от шестерни передается через шестерню, введенную с ней в зацепление зубчатую муфту, вал, шестерню редуктора и находящийся с ней в постоянном зацеплении венец четвертой передачи шестерни.

При включении передачи заднего хода шестерня получает вращение от шестерни через промежуточную шестерню, установленную на оси и вращающуюся в двух шарикоподшипниках.

В требуемом положении перемещаемые рычагом валики удерживаются фиксаторами.

Фиксаторы расположены в перегородке корпуса, в вертикальных отверстиях, находящихся непосредственно над валиками. Каждый фиксатор представляет собой цилиндрический стержень с хвостовиком прямоугольной формы.

Нижний конец фиксатора имеет форму клина. Этим концом фиксатор входит в один из трех клиновидных пазов, имеющихся на валике переключения.

Средний паз фиксирует валик в нейтральном положении, соответствующем выключенной передаче, а два крайних — определяют его в положениях, соответствующих включению шестерен при перемещении кареток вперед или назад.

Фиксаторы к валикам прижимаются пружинами, которые надеты на хвостовики фиксаторов и поджаты специальной планкой, притянутой к верхней площадке перегородки корпуса двумя болтами.

В средней части планки имеются четыре отверстия прямоугольной формы, через которые проходят хвостовики фиксаторов.

Вследствие прямоугольной формы отверстий в планке и концов хвостовиков, фиксаторы не проворачиваются. При наличии фиксаторов перемещение любого из валиков переключения становится возможным только тогда, когда фиксатор полностью выйдет из паза на валике, дополнительно сжав пружину.

Это устройство позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления.

Блокирующее устройство выполнено следующим образом. На крышке коробки передач непосредственно над фиксаторами валиков переключения установлена крышка фиксаторов с блокировочным валиком.

Валик тягой связан с механизмом выключения муфты сцепления. На валике выфрезерован паз.

Когда муфта сцепления включена, валик оказывается повернутым так, что имеющийся на нем паз располагается сбоку фиксаторов. В таком положении переключение передач невозможно, так как фиксаторы, упираясь в блокировочный валик, не могут подняться а освободить валики переключения.

Они могут подняться только тогда, когда паз окажется над фиксаторами. В таком положении паз находится только с момента полного выключения главной муфты сцепления до полного выключения муфты привода ВОМ.

Для удобства переключения передач на качалке установлена стойка, а на рычаге — подпружиненная защелка.

В стойке выполнена прорезь, в которой перемещается рычаг при выборе передач, а на ее поверхности установлена табличка — указатель с обозначением передач.

Защелка передним концом фиксируется выступом стойки, а задним при перемещении рычага скользит по фигурной поверхности стойки.

Механизм блокировки

ЮМЗ-6

Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.

Прочитайте также:  Томат малиновый великан характеристика и описание сорта

Устройство состоит из:

  1. Включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач
  2. Упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки.

В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты.

При включении передачи качалка наклоняется, шарик включателя выходит из выреза на упоре и замыкает контакты. При этом соединяется с «массой» обмотка трансформатора магнето пускового двигателя, и его пуск становится невозможным.

При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля.

Положение включателя, обеспечивающее нормальную его работу, регулируется прокладками, устанавливаемыми на его корпус.

Детали коробки передач трактора ЮМЗ смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе коробки передач и заднего моста.

Продукты изнашивания и другие металлические частицы оседают на магните пробки, закрывающей сливное отверстие в корпусе.

Tags:кппЮМЗ

Трансмиссия

Тип трансмиссии у этой модели – механический, на девять скоростей. Для управления редуктором приводов агрегата и коробкой передач (пятиступенчатой, с подвижными шестеренками) применяется один рычаг. Колонку руля можно регулировать как по высоте (бесступенчато), так и поворачивая ее (имеется четыре фиксированных положения). Управляется рулем осуществляется с помощью гидроусилителя.

Фрикционная муфта сцепления – двухпоточного типа, замкнутая постоянно. У нее отдельные приводы на коробке передач (кпп) и ВОМ. Передний ход имеет десять передач, задний – две.

Ходовая часть

Колеса, расположенные сзади, управляются жесткой подвеской с блокировкой дифференциала механическим способом. У передних колес (через которые осуществляется поворот) имеется портальная жесткая подвеска. Торможение производится дисковыми сухими тормозами. Колея у задних колес меняется плавно. На задней стенки КПП и заднего моста имеется специальный кронштейн, предназначенный для закрепления навесного оборудования перед трактором (фронтальная навеска).

ЮМЗ-6

Схема КПП трактора ЮМЗ-6

1 – вал первичный; 2 – стяжной болт; 3 – шестерня ведущая; 4 – прижимные пластины; 5, 31 – стаканы; 6 – валик промежуточный; 7 – регулировочная прокладка; 8 – шарикоподшипник; 9 – шестерня включения второй и четвертой передач; 10 – валики переключения передач; 11 – фиксатор валика переключения; 12 – блокировочный валик; 13 – фиксатор блокировочного валика; 14 – тяга; 15 – кулиса; 16 – включатель; 17 – упор; 18 – ось; 19 – рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 – качалка; 21 – подпружиненная защелка; 22 – стойка; 23 – рычаг переключения передач; 24 – болт; 25 – корпус колонки переключения передач; 26 – вилка; 27 – упор рычага; 28 – шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29 – вторичный вал; 30 – роликоподшипник; 32 – шестерня включения третьей и пятой передач; 33 – круглая гайка; 34 – ведущая шестерня заднего хода; 35 – ведущая шестерня первой передачи; 36 – ведущая шестерня третьей передачи; 37 – промежуточный вал; 38 – ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 – ведущая шестерня второй передачи; 40 – упорное кольцо; 41 – пробка для слива масла; 42 – шестерня постоянного зацепления; 43 – корпус коробки передач; 44 – вал привода ВОМ.

Электрика

Постоянный ток напряжением 12 вольт обеспечивает запуск дизельного мотора (а также пускового двигателя) дистанционным способом и работу электрооборудования в кабине. Имеется розетка, позволяющая подключить оборудование для световой сигнализации.

Электросхема оборудования трактора ЮМЗ-6

1 — фонарь передний; 2 — искровая свеча; 3 — звуковой сигнал; 4 — магнето; 5 — электродвигатель отопителя; 6 — включатель электродвигателя отопителя; 7 — стеклоочиститель; 8 — включатель блокировки; 9 — вентилятор; 10 и 25 — панели соединительные; 11 — включатель вентилятора; 12 — штекер; 13 — включатель плафона; 14 — плафон; 15 — включатель «стоп»; 16 — фара задняя; 17 — включатель задних фар; 18 — задний фонарь; 19 — розетка; 20 — переключатель указателей поворота; 21 — прерыватель указателей поворота; 22 — включатель звукового сигнала; 23 — датчик уровня топлива; 24 — центральный переключатель света; 26 — фонарь освещения номерного знака; 27 — выключатель магнето; 28 — блок предохранителей; 29 — переключатель света передних фар; 30 — фонари контрольных ламп; 31 — включатель омывателя; 32 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 33 — амперметр; 34 — лампы освещения щитка приборов; 35 — омыватель; 36 — генератор; 37 — передние фары; 38 — включатель «массы»; 39 — переносная лампа; 40 — аккумуляторная батарея; 41 — розетка переносной лампы; 42 — стартер; 43 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 44 — указатель уровня топлива; 45 — включатель стартера.

Прочитайте также:  Хранение черенков: как сохранить срезанные черенки до прививки и размножения

Кабина

В одноместной кабине с двумя дверями, которая стоит на амортизаторах на крыльях задних колес, могут открываться заднее и боковые окна. Она имеет защиту от излишней вибрации и шума, удачно расположенный приборный щиток. В ряде модификаций используется кабина увеличенной обзорности, весьма удобная для водителя.

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип двигателя Д-65 или Д-242-71
Скорость движения вперед рабочая (максимум) 11,1 км/ч
Скорость движения вперед транспортная (максимум) 24,5 км/ч
Скорость движения назад (максимум) 5,7 км/ч
Радиус поворота 5 м
Для двигателя Д-65:
— мощность двигателя 45,6 кВт
— частота вращения (номинальная) 1750 об/мин
— крутящий момент (максимум) 270 Н*м
— диаметр цилиндра 11 см
— ход поршня 13 см
— расход топлива 245 г/кВт*ч
— рабочий объем 4,94 л
Для двигателя Д-242-71:
— мощность двигателя 46 кВт
— частота вращения 1800 об/мин
— крутящий момент (максимум) 241 Н*м
— диаметр цилиндра 11 см
— ход поршня 12,5 см
— расход топлива 226 г/кВт*ч
— рабочий объем 4,75 л
Общие характеристики:
— число цилиндров двигателя 4 шт.
— объем бака для горючего 90 л
— скорость движения вперед рабочая (максимум) 11,1 км/ч
— скорость движения вперед транспортная (максимум) 24,5 км/ч
— скорость движения назад (максимум) 5,7 км/ч
— радиус поворота 5 м
— размер передней колеи 1,36-1,86 м
— размер задней колеи 1,4-1,8 м
— колесная база 2,45 м
— просвет (под передним мостом) 0,45 м
— просвет (под задним мостом) 0,645 м
— вес (эксплуатационный, с дополнительными грузами) 3,895 т
— масса трактора 2,895 т
— вес (конструкционный, с рабочим оборудованием) 3,35 т
— допускаемый вес прицепа 6 т
— ширина 1,884 м
— высота (по кабине) 2,66 м
— высота (по глушителю) 2,86 м
— длина (с навесной системой) 4,14 м
— длина (без навесной системы) 3,69 м

Модификации

Сразу стоит отметить, что буква «Л» в названии трактора означала, что запуск мотора производился с помощью пускового двигателя. Если же вместо «Л» стояла буква «М», то для этой цели использовался электрический стартер. Наличие буквы «К» указывало на кабину увеличенных габаритов. Далее – непосредственно о модификациях.

Самыми первыми стали делать трактора ЮМЗ-6Л. Они были почти идентичны МТЗ-5 и весьма походили на МТЗ-50. Отличие этой модификации – радиаторная решетка закругленной формы.

Вариант ЮМЗ-6АЛ отличается возможностью регулировки колонки руля. Ее можно было поворачивать под разным углом и менять ее высоту. Также изменения коснулись тормозов и капота – он стал прямоугольным.

Вариант ЮМЗ-6К был призван служить для промышленных нужд, поэтому потребность в навесном сельхозоборудовании у него отпала (но позже, когда модель стала базовой, его вернули). Зато появились крепления для бульдозерного отвала и экскаваторного ковша.

https://www.youtube.com/watch{q}v=subscribe_widget

В 1978 году был создан трактор ЮМЗ-6АК, оснащенный усовершенствованной гидросистемой, с регулировкой усилия и положения. Кроме того, данный агрегат отличался новой удобной кабиной, угол обзора которой стал значительно больше.

Пять лет (с 1985 года по 1990 год) предприятием производилась вариация под названием ЮМЗ-6КЛ, отличающейся большой модернизированной кабиной и автоматической регулировкой гидравлики. После 1991 года, вплоть до начала нынешнего века, эту же модификацию выпускали под названиями ЮМЗ-6АКЛ и ЮМЗ-6АКМ.

Регулировка сцепления

Схема выполнения работ включает в себя следующие действия:

. С люка сцепления демонтируют крышку. Она располагается в нижней части блока. Производится регулировка отжимных рычагов. Рекомендуемое расстояние между диском ВОМ и кулачками должено составлять 73.5 мм.
. Выставляется длина основной тяги. Зазор между опорной втулкой и рычагами не должен превышать 4 мм.
. Болты с головкой на 24 затягивают до упора, а затем ослабляют на 7 щелчков трещотки.
. В процессе эксплуатации, диски муфты сцепления притираются друг к другу, что приводит к нарушению первоначальной регулировки. Стоит отметить, что регулировка сцепления может проводиться в полевых условиях.

Эта процедура начинается с прогрева двигателя. После того как силовая установка достигнет рабочей температуры, дизель глушат и выполняется регулировка клапанов. Для этого снимается верхняя крышка и посредством вращения коленвала находится верхняя мёртвая точка (ВМТ).

Чтобы определить это положение, обычно используют специальное устройство. Как только верхняя точка найдена, коромысла клапанов первого цилиндра должны свободно двигаться. Затем выставляются необходимые зазоры и коленвал проворачивается на 180 градусов.

Производится регулировка клапанов на третьем цилиндре. Ещё пол-оборота выставляются клапана на четвёртом цилиндре. Проворачиваем вал и завершаем регулировку на втором цилиндре двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Энциклопедия садовника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector